| ||
|
||
| ||
Публикации, статьи, выступления Участники программы и партнёры Поддержите проекты по возрождению дубрав!
|
Когда государство не в силахСостояние лесов в целом ряде регионов вряд ли можно назвать радужным. И даже если официальная статистика говорит об относительном благополучии или даже росте площадей, покрытых лесом, люди видят, как год от года беднеют и редеют леса под натиском лесной промышленности, пожаров, садоводств и других напастей. Потому и возникают в самых разных уголках нашей страны инициативы, связанные с посадкой деревьев. Создать свой участок лесных посадок, ухаживать за ним - это, с одной стороны, возможность решить экологические проблемы, с другой стороны, заинтересовать проблемами окружающей среды различные слои общества. Проекты лесонасаждения идеально подходят для экологического просвещения и образования школьников. Идея эта отнюдь не нова - ещё в конце XIX века в Российской империи во многих культурных центрах проводилась интересная акция - Дни древонасаждения. В 1893 году киевский профессор П.А.Тутковский высказал в прессе предложение использовать славянский языческий культ лесов при проведении лесопосадок: "Культ деревьев, почитание лесов когда-то текли в крови славян и не полностью исчезли из нее и поныне: остается только преобразовать его в разумную форму и возродить его как сознательное попечение деревьев". (Борейко, 1996) Возможно, инициативы древонасаждения были стимулированы и сильнейшими засухами начала 90-х годов прошлого века. Миллионы людей тогда умерли от голода. Засухи и следовавшие за ними неурожаи происходили все чаще и чаще в центре России, что не могло не волновать тогдашнее Правительство. Выявить причины этого явления было поручено молодому талантливому геологу В.В.Докучаеву. Выражаясь современным языком, ответ Докучаева можно сформулировать следующим образом: экологическая деградация территории, вызванная вырубками лесов и экологически опасными методами ведения сельского хозяйства, является первопричиной учащения и усиления засух. Такой ответ привел к перевороту в умах интеллигенции того времени в вопросе о задачах государственного регулирования природопользования. Следствие осознания обществом масштабов экологического неблагополучия центральной России стало принятие - впервые в истории - Лесоохранительного закона 1893 года. Все предыдущие лесоохранительные законы России, начиная с Петра I, были направлены исключительно на обеспечение потребностей российского флота в высококачественной дубовой и состновой древесине. (Пономаренко и др., 1996) Идею организации праздника, посвященного посадкам леса с успехом развили в 1898 г. в Харькове, организовав первый в России День древонасаждения. Организаторы природоохранного праздника особое внимание уделяли его привлекательности: "Торжественно обставляемый школьный праздник древонасаждения, из года в год повторяемый, имеет целью произвести это желательное впечатление на детей и взрослое население и так расчистить путь для дальнейшей работы в деле распространения в народе лесоразведения". Благодаря харьковчанам Праздник древонасаждения успешно стал проводиться по всей стране. К его организации активно подключились церковно-приходские школы. В Полтаве каждое посаженное во время Дня древонасаждения деревце имело табличку с указанием фамилии ребенка, его посадившего. День древонасаждения широко популяризировала местная и лесная печать. Сам Николай II на донесении черниговского губернатора о лесных праздниках начертал: "Желательно, чтобы этот добрый обычай прочно у нас привился". Однако постепенно к 1914 г. праздник сошел на нет, так как был превращен в обязаловку. Уже после Октябрьской революции, в середине 20-х годов День леса (так стал называться День древонасаждения) пережил свое второе рождение. Проводить его начали с осени 1922 года по инициативе Ленинградского лесного института. Организаторы первых Дней леса старались, чтобы они проходили весело, торжественно. В Саратове все дома убирались флагами, в Пятигорске к древкам крепились зеленые листья. Чтобы привлечь малышей, сочиняли специальные "лесные сказки". Много о Днях леса писала пресса, выпускались сборники. Однако в 30-х годах профессор Б.Е.Райков предостерегал: "Жаль только, что в иных случаях пропаганда в защиту леса принимает у нас какой-то странный характер. К свежему аромату лесной стихии примешивается заметный бюрократический душок. "Дни леса" получают какой-то своеобразный тон: пропаганда значения праздника иногда отступает на задний план перед внешним парадом. Насаждения, оставленные без присмотра, потом гибнут, дети ими не интересуются, забывают о них. Устройство Дней леса как типа "общественно-полезной работы"иногда вменяется у нас чуть ли не в обязанность и является своеобразным признаком педагогической ретивости. Вас допрашивают с пристрастием: "Малярийную пропаганду ведете? Кур разводите? Дни леса устраиваете? Нет?.. Значит… Вот это "значит" повергает робких педагогов в нервное состояние, и они начинают усиленно проводить требуемые "кампании", не очень-то заботясь о существе дела: лишь бы форма была спасена". (Борейко, 1996) В 30-х годах Дни леса превратились в обычную обязаловку и пропагандистский эффект от их проведения пропал. Однако после целой серии страшных пылевых бурь, пронесшихся над степными и лесостепными районами, советские ученые вновь осознали необходимость экологической оптимизации системы ведения хозяйства. В 1948 году постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрений травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР" было положено начало реализации Великого Сталинского плана преобразования природы. По этому плану предусматривалось создание около 6 млн. га лесопосадок на землях совхозов и колхозов и посадка 120 тыс. га лесных полос вдоль берегов и на водоразделах главных степных рек - Урала, Волги, Дона, Северного Донца. После смерти И.В.Сталина в 1953 году реализаци плана была практически свернута, однако к тому времени было посажено около 2 млн. га лесных полос, многие из которых сохранились и до нашего времени. Последние несколько десятилетий экологическая обстановка Центральной России продолжает ухудшаться. Чудовищно быстрыми темпами падает запас плодородия почв. Исчезли тысячи малых рек и ручьев, другие реки значительно сократили свою длину. Деградировали и в значительной мере утратили свою продуктивность некогда знаменитые пойменные сенокосные угодья, где трава была по брюхо лошади. (Пономаренко и др., 1996) Сегодня проблемы облесения становятся актуальными и для бывших "многолесных" регионов. Тяжелая финансовая ситуация способствует тому, что заготовками леса стали заниматься все, кто имет хоть какую-то технику. Ведущими заготовителями в большинстве регионов стали сами лесхозы, перебрасывающие людские и материальные ресурсы с затратных мероприятий по уходу за лесными культурами на прибыльные рубки ухода или санитарные рубки. Велика доля также и нелегальных заготовок древесины. Ориентирование лесозаготовок на высокоинтенсивные технологии, ставка на искусственные насаждения хвойных пород привели практически к полному исчезновению из лесов целого ряда регионов широколиственных пород, таких как дуб, липа, ясень и общему обеднению флоры. Многие разительные перемены в лесном покрове центра России произошли на глазах одного поколения, что порождает совершенное естественную, порой не совсем осознанную потребность противостоять этому. Как видно, не раз в истории России леса, лесные насаждения приходили на помощь человеку, столь неразумно ведущему свое хозяйство. Однако формализм в реализации планов привел к провалу самых здавых идей. Однако неправительственные природоохранные организации, активисты общественного движения в силу своей заинтересованности исключительно в практических результатах любых проектов вполне могут привлечь самые широкие слои населения к такому нужному, понятному и социально и экологически значимому делу - восстановлению лесов.
| ||||||
|