| ||
|
||
| ||
Публикации, статьи, выступления Участники программы и партнёры Поддержите проекты по возрождению дубрав!
|
Марийское отделение социально - экологического Союза Дубравы Марий Эл: прошлое и настоящее(краеведческая работа)
Выполнили:
Руководитель: методист по краеведению Йошкар-Ола, 2002 ВведениеСреди древесных видов, образующих более или менее обширные леса нашей страны, дубравы занимают особое место. Это связано не только с высоким качеством древеси-ны дуба, но и свойствами дубрав как широколиственных лесов специфического склада, а также исторически сложившимися традициями особого отношения к дубу как к не-отъемлемому элементу повседневной жизни жителей европейской части России в про-шлом. Краткий обзор литературы и специальные исследования (Восточноевропейские широ-колиственные леса..., 1994) свидетельствует о том, что деятельность человека была мощным фактором, преобразующим растительный и животный мир, начиная со второй половины голоцена. В дальнейшем развитие земледелия приводит ко все большему усилению воздействия хозяйственной деятельности на лесные территории. Многократ-ное выжигание лесов в системе подсечно-огневого земледелия и другие факторы при-вели к появлению на европейской части России островных лесов еще в эпоху феода-лизма. Этот процесс затронул и дубравы. Дуб высоко ценился еще в древности. На заре становления Руси наши предки воздвига-ли из него города. Уже во времена Ярослава Мудрого в XI веке принимаются меры по охране дуба. Эти деревья служили естественными ориентирами в угодьях, иногда на них наносили межевые знаки и поэтому за уничтожение такого дерева следовал штраф в 12 гривен (Борейко, 2001). В эпоху Петра I дубовые леса выделяются в качестве кора-бельных, участвуя тем самым в развитии морского могущества страны. В двадцатом веке, в связи с развитием промышленности, применение дуба расширяется как внутри страны, так и за ее пределами: он занимает прочное место в международной торговле России. За годы советской власти интерес к дубравам, как к объекту промышленного использования еще более возрос. Это привело к быстрому сокращению их территорий, которое в последние десятилетия приняло катастрофический характер. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы в зональных широко-лиственных лесах, показывают, что в настоящее время на всей территории европейской части страны дубравы находятся в критическом состоянии. Это связано с тем, что в популяциях дуба нарушен нормальный оборот поколений. Однако в Республике Марий Эл еще встречаются участки, где наблюдается естественное возобновление дуба (Ев-стигнеев, Почитаева, Желонкин, 1993). Придание таким участкам статуса абсолютной заповедности позволит сохранить их и сделать объектом изучения для разработки ре-комендаций по восстановлению дубовых насаждений.
Дубравы Марий Эл в прошломПроцесс сокращения площадей дубрав затронул и Республику Марий Эл, о чем свиде-тельствуют работы Денисова (1948, 1953, 1965а, 1965б). По мнению А.Р. Чистякова (1951), можно определенно сказать, что в смешанных лесах заволжской части респуб-лики еще сравнительно недавно дуб встречался значительно чаще. Левитский, изучав-ший в прошлом веке лесные промыслы Царевококшайского уезда (Царевококшайск ныне г. Йошкар-Ола), писал, что дуб в сороковых годах стоял заповедным и даже для необходимости флота почти не заготовлялся (цит по Денисов, 1961). Это, а также дру-гие причины (удаленность от транспортных путей вывоза древесины (Волга), невоз-можность сплавлять дуб россыпью, бездорожье, невысокая плотность населения) обу-словили наличие участков достаточно сохранившихся пойменных дубрав до наших дней (Денисов, 1949). Несмотря на обилие литературы, посвященной дубравам, многие закономерности их естественного развития еще недостаточно выяснены (Денисов, 1953). Академик С.Я. Соколов (1947), характеризуя типы дубрав Среднего Поволжья, писал: "К северу от Волги дубовые леса контактируют с еловыми, елово-пихтовыми. Здесь... сложен ряд типов леса, не исследованных до настоящего времени". На это своеобразие указывал академик Л.С. Берг (1947): "В Поволжье, - пишет он, - на меридиане Козьмодемьянска, приблизительно под 57' северной широты начинается пихтово-дубово-еловая полоса, где распространены пихтово-еловые леса с примесью дуба. Северная граница этой полосы идет через Санчурск- южнее Яранска, южнее Ур-жума - к Сарапулу и далее к Кунгурскому лесостепному острову (к реке Ирени). Здесь смешиваются представители европейской тайги и широколиственных лесов. В древес-ном ярусе таких фитоценозов произрастают вместе дуб, пихта сибирская, клен остро-листный с липой и ильмовыми, ель. В подлеске, наряду с бересклетом бородавчатым, жимолостью обыкновенной, рябиной иногда встречается дерен сибирский. В травяном покрове со снытью и пролеской, копытнем европейским и другими представителями широколиственных лесов встречается линнея северная, грушанка, черника". Вот поче-му академик Л. С. Берг (1947) особо обращает внимание на этот район и выделяет За-волжье, к востоку от реки Ветлуги, в особую дубово-пихтово-еловую полосу. Он гово-рит: "Здесь мы видим оригинальный ландшафт, повторяющий до некоторой степени то, что имеется на западе в Польше, где вместе растут пихта (европейская), ель и дуб". На сегодняшний день дубравы Марий Эл занимают сравнительно небольшую площадь, но в масштабе республики они выполняют большую роль. Однако территория этих уникальных экосистем в лесном фонде Марий Эл неуклонно сокращается. В последние годы значительные площади пойменных дубрав были уничтожены при строительстве Чебоксарской ГЭС. Кроме того, как свидетельствуют наблюдения последних лет, в нашей республике продолжается усыхание дуба вследствие болезней. В последнее вре-мя в ряде районов республики площади возделываемых земель сокращаются. Тем не менее, восстановление дуба на этих землях происходит медленно.
Народные традиции, связанные с дубравамиДуб живет до тысячи лет. В толщину ствол его может нарастать до самой смерти, а в вышину - только до 150-200 лет. Но за это время дерево поднимается ввысь на 30-40 метров. Естественно, что у всех дуб вызывает ощущение мощи, надежности, постоян-ства. У старых деревьев стволы могут достигать в поперечном сечении до нескольких метров. Известный знаток природы Кайгородов писал про одно дерево в бывшей Ко-венской губернии: "Настолько этот дедушка-дуб был толст, можно судить по тому, что хозяин выдолбил из взятого от него отрубка беседку, в которой легко помещалось 15 человек" (цит. по Проскуряков, 1987). Дуб является одним из самых любимых и почитаемых деревьев среди европейских на-родов. История славянства создавалась среди дубов и лип. Под священными дубами у славян происходили все важнейшие события - собрания, свадебные обряды, суды. Счи-талось, что некоторые из дубов были настолько древними, что сохранились еще со времен "до сотворения мира", когда не было ни земли, ни неба, а только разлившийся на всей вселенной один "окиян-море". Под такими дубами проходили военные советы, принимались важные решения. Сама земля под ними считалась целебной. Наиболее старые и уважаемые деревья в священных рощах обносились оградой, за ко-торую могли заходить только жрецы. Рядом с молитвенными дубами стояли изваяния Перуна, Сварога, Велеса и других богов. Погибших воинов сжигали на костре из дубо-вых веток ибо "дуб - дерево мужчин, его пламя очищает душу воина". Само это дерево было олицетворением мощи и в древности дуб был посвящен Перуну. Его так и назы-вали - Перуново дерево (Борейко, 2001). В жизни народа мари лес был всем, поскольку являлся средой обитания: кормил, поил, обувал, одевал, давал защиту, жилье, здоровье. Интересно отметить, что почти ни в одной из сказок ни лес, ни дикие лесные животные не противопоставляются человеку, напротив, они помогают ему, если он соблюдает некие общие законы существования. В некоторых из них можно встретить говорящие деревья или богов, вещающих с вершины (чаще дуба) или духов дерева. Считалось, что лесом управляет богиня (Кожла-юмава) или хозяйка (Чодыр-кува), которые почитаются до сих пор. Считается, что они "диктуют" человеку правила поведения в лесу. Например, в одной из сказок Чодыр-кува наказала человека за то, что он пас скот на горельнике, не давая расти молодым деревьям, и сказала ему: "Заходи в лес гостем, а уходи добрым хозяином". Такое совмещение статуса гостя и хозяина предполагает традицию отношения к лесу от уважения гостя до рачительности хозяина. (Четкарева, 1999). Очень многие традиции мари связаны с почитанием деревьев. До сих пор в Марий Эл существуют священные рощи, где проходят языческие моления. А к дубравам у мари всегда было особое отношение. Дуб считался символом крепости, здоровья, надежды и энергии. С древних времен мари применяли древесину дуба для разных нужд. Изготов-ляли из нее мебель, колеса, кадки, лыжи и другие предметы обихода. Кора широко применялась (и применяется до сих пор) как лечебное средство, а также для дубления и крашения кожи. Молодые побеги применяются для плетения корзин, кашпо и прочих изделий. Листья дуба применяются для приготовления зимних заготовок при солении и квашении. Они придают особый аромат, крепость, предупреждают брожение и гние-ние. Желуди богаты питательными веществами. В прошлом в голодные годы их упот-ребляли в пищу домашние животные и люди (Четкарева, 1999). В работе нижегородского исследователя Н.В. Морохина (1994) дается следующая клас-сификация "священных" деревьев:
Старые деревья - это живые свидетели минувших веков, это наше духовное достояние, "мемориальная достоверность" прошлого. Они связывают прошлое с будущим через настоящее. Их история не менее интересна и поучительна, чем история людей (Борей-ко, 2001). Поэтому целью нашего исследования является изучение распространения дубрав в прошлом и сбор эколого-краеведческой информации о дубравах.
Итоги исследования дубрав в летней экспедиции 2002гА. К Денисов в работе "Генезис пойменных дубрав Камско-ветлужского междуречья" (1961) указывал на то, что в поймах рек Юшут, Илеть, Большая и малая Кокшага мож-но найти участки достаточно сохранившихся пойменных дубрав. Причина этого заклю-чается в сравнительно незначительной площади, занятой деревнями, известной удален-ностью от путей вывоза древесины, низкой плотности населения и ничтожным разви-тием лесных промыслов, а также возможностью удовлетворить местные нужды в дре-весине за счет других древесных пород. Во время проведения первого экологического лагеря "Зеленый край-2000" житель де-ревни Ошутъялы Аркадий сообщил нам о том, что еще около пятидесяти лет назад в районе рек Илеть и Юшут дубравы были очень распространены. Затем они начинают повсеместно исчезать, что местные жители склонны связывать с болезнями дуба. В свя-зи с этим, мы решили посвятить этому вопросу специальное исследование. Основной материал этой работы был собран в 2002 году во время проведения экологического ла-геря "Зеленый край -2002" по результатам опроса жителей деревни Пекоза, располо-женной на территории национального парка "Марий Чодра". Деревня Пекоза была основана в 1928 году. Как поведал нам старожил здешних мест Виктор Васильевич Актуганов 1937 года рождения, проживающий в дер. Пекоза (дом № 12), это поселение возникло не более столетия назад, когда на это дикое место при-шли две семьи. Затем деревня стала расти, переселенцев стало больше, в основном это были люди из Обшияр. Они корчевали растущий в здешних местах лес, строили дома, создали колхоз. На месте отвоеванной у леса земли люди стали сеять зерновые. Росли здесь преимущественно дубравы, поэтому и земли здесь были неплохие, а урожаи - хорошие. Одним из основателей деревни был Бахтин Иван Яковлевич, замечательный садовод и огородник. В его хозяйстве даже арбузы росли и давали урожай. Виктор Васильевич Актуганов особо отметил то, что огородные овощи здешних мест (помидоры, огурцы) даже для фронта выращивали. Было здесь лесничество, где сажали сосны, ели, лиственницы и сосну. Деловую древесину отсюда вывозили в Суслонгер и Звениговский леспромхоз. Около сорока лет назад здесь была посажена дубрава, однако обнаружить ее нам не удалось. Возможно, что эти данные нуждаются в проверке. До войны, по словам Виктора Васильевича, дубов здесь росло много. Когда деревня росла и требовались новые земли под пашни, дубы здесь корчевали и очень часто просто сжигали или использовали для изготовления бочек, клепок. На срубы древесина дуба не годилась, для этого использовали ель и осину. В военное время сильные морозы нанесли местным дубравам большой ущерб. Еще шесть или семь лет после этого дубы болели и усыхали. Погибло много молодых дубов. По нашему мнению в послевоенные годы на возобновлении дубрав также мог отра-зиться выпас, ведь раньше в деревне была своя ферма и домашнего скота здесь было много. Пасли его в лесу, а следовательно, это неизбежно приводило к вытаптыванию подроста дуба. В послевоенное время количество населения в Пеказе увеличилось, что привело к появлению новых домов, освоению новых земель под пашни и луга, увели-чению количества домашних животных. Использовали дуб и на дрова, а следовательно, рост численности населения сыграл отрицательную роль на состоянии местных дубрав. Возможно, что и дубрава, о которой говорил Виктор Васильевич, могла пострадать в результате хозяйственной деятельности. В настоящее время деревня Пекоза постепенно приходит в упадок. Не существует больше колхоз "Трудовик", который был здесь до перестройки одним из самых лучших из-за своей богатой земли. Ферма тоже больше не действует, скот не выпасают, даже зерновые перестали сажать, да и сами урожаи здесь стали хуже. Однако пчел здесь раз-водят до сих пор, так как в лугах произрастает немало хороших медоносов. Произошли изменения и в природе. По словам Виктора Васильевича, вода на Илети как раньше теперь не поднимается, меньше стали урожаи ягод и грибов. Раньше (до 80-х) здесь всегда было много черники и брусники. Лес вдоль Илети здесь остался, однако дубы попадаются не очень часто. По пути в Пекозу и обратно нам встречались преимущест-венно сосняки или заросли ивы с примесью ольхи, березы и других деревьев. Виктор Васильевич сказал нам о том, что раньше по р. Илеть было много дубрав. Сейчас они усыхают и возобновляются плохо. Несмотря на то, что времена сильно изменились, у местного населения до сих пор жи-вы традиции почитания дуба. Виктор Васильевич Актуганов рассказал нам о том, что примерно в километре от деревни рос один дуб, который местное население почитало особо. Дуб назывался Кугу тумо, что в переводе с марийского означает "Большой дуб". Несколько лет назад его подожгли. Человек, который это сделал, проживал в селе Ко-ротково и говорят, что он после того не прожил и года. Была здесь священная дубовая роща. Когда проводили трассу, трактор задел за один из дубов, проехал двенадцать метров и сломался. Его так и не смогли отремонтировать и через неделю увезли. Еще сын хозяина рассказал нам о таком случае. Примерно в 800 метрах по Илети был здесь один старый дуб. Однажды дерево обвалилось, и пень его стал похож на кресло. Местные жители назвали его Маска пекень, что в переводе с марийского означает "Медвежий стул". Однако на просьбу показать это место, Виктор Васильевич сказал, что это больше ребячья легенда, чем нечто особенное.
ВыводыНа основании литературных данных и сведений, собранных нами за время проведения краеведческой экспедиции с уверенностью сказать, что еще примерно 60-70 лет назад дубравы по р. Илеть были распространены намного шире, чем в настоящее время. Маршрутное обследование участков леса вдоль р. Илеть, проведенное нами на пути в дер. Пекозу и обратно показало, что несмотря на изменения в составе пород леса, дуб до сих пор встречается здесь как в верхнем ярусе, так и в подросте, однако очень часто и взрослые деревья и подрост имеют на листьях следы болезней, что выражается в по-явлении нехарактерных для здоровых особей пятен или галлов. Также на коре некото-рых деревьев можно обнаружить следы воздействия низких зимних температур (так называемый морозобой). На территории, прилегающей к дер. Пекоза нам удалось обнаружить островки дубрав, представленными взрослыми плодоносящими деревьями или молодыми генеративны-ми особями или молодыми дубами, которые через несколько лет способны вступить в фазу плодоношения. Дубы разного возраста растут здесь вдоль границ полей и лугов, а также, островками, - глубже в лес, что указывает на то, что раньше именно эта порода деревьев была здесь весьма много-численной. Скорее всего, первые жители специально выбрали под строительство ново-го поселения обширный дубовый массив зная о том, что почвы дубрав отличаются осо-бым плодородием. Отсутствие фактора выпаса может положительно повлиять на во-зобновление дуба на таких участках, однако отрицательную роль при этом может ока-заться затенение под пологом леса (так как вывалы старых деревьев здесь происходят редко), а на освещенных участках подросту дуба будет трудно выдержать конкуренцию со стороны быстро растущих деревьев, кустарников и высоких трав. Можно отметить, что хотя, по мнению старожилов, болезни дуба сыграли немаловаж-ную роль в сокращении территории дубрав, деятельность человека тоже очень часто способствовала этому. В последние годы в районе, прилегающим к дер. Пекоза время сложилась благоприятная ситуация для организации работ по восстановлению популя-ции дуба на этой территории. Но для этого необходимо не только организовать посадку дуба, но в первую очередь, провести фитопатологические исследования, направленные на выявление путей борьбы с болезнями. Также необходимо провести выявление и до-полнительное изучение состояния сохранившихся участков дубрав, на что потребуется дополнительное время и средства.
Список использованной литературы
А как в других регионах? | ||||||
|