| ||
|
||
| ||
Публикации, статьи, выступления Участники программы и партнёры Поддержите проекты по возрождению дубрав!
|
Самые интересные работы второй Лесной олимпиады в Московском регионе Номинация: Наследие Край ты мой заброшенный…Автор: Кузьмин Павел, Воскресенская средняя школа
Вступление "Все мы ветви одного дерева" Вначале я хотел написать о подмосковной усадьбе Глинки. Её история вдохновляет - она помнит Я. Брюса, Петра I и др. не менее замечательных людей. Но…Что такое писать о том, о чём всё уже сказано, писано-переписано? Возможно это исследование, но исследование бумаги, литературы… Рассказывать то, о чём уже всё рассказано скучно и неинтересно. И, как сказал поэт об этом, как о любви: "Никак невозможно чужими словами…". Любой, даже самый ленивый, может всё прочитать в местном краеведческом музее. Да и кто же спорит с тем, что такие памятники нужно и должно сохранять, восстанавливать или, хотя бы, знать об их существовании. Но… Да простят меня Уважаемые Учёные Взрослые! Но при написании этой работы я не пользовался никакой литературой (возможно, это послужит даже поводом для нерассмотрения моей работы, пусть), но моими книгами были живые люди, помнящие историю этих мест. Другой литературы ещё не написано. Наследие (как я его понимаю, а я ещё не очень умный и не совсем взрослый), это не только или не столько всем известные исторические усадьбы, но и места забытые Богом и людьми, места никем никогда не изученные. Сколько таких мест в нашей российской глубинке?! Кто знает?! Пусть они не связаны с выдающимися людьми, зато связаны просто с людьми, с самыми обычными средними людьми в нашей самой что ни на есть средней полосе. И, тем не менее, это звенья одной цепи - неразрывной и не менее древней, чем те обласканные людьми и временем парки и усадьбы. И задачу своего поколения я вижу не только в том, чтобы поддерживать и сохранять знаменитые усадьбы для будущих поколений, но и в том, чтобы находить и оберегать старинные, никому не известные посадки и поместья. Ведь по нашей человеческой глупости и лености огромные куски прошлого проваливаются, словно в небытиё. Они, как могилы неизвестных солдат раскиданы по земле… Я с этим не согласен. Солдаты должны быть известны. А деревья это те же солдаты прошлого, ещё живые, но уже забытые… Предыстория"Как дерево роняет тихо листья, С. Есенин Я расскажу об одном удивительном месте. О нём почти нигде никогда не упоминается. Мало кто о нём знает. Там мои корни, очень далёкие (быть "Иваном (или не Иваном), не помнящим родства" на Руси всегда считалось стыдным). Об этом месте знают только местные жители, коих (Увы!) осталось немного. Дачники, раскупающие дома в этих глухих местах, кроме самих себя мало ещё чем интересуются (к сожалению). Я знаю об этом поместье от мамы, она - от бабушки, та - от прабабушки да ещё от местных старушек, у которых прошлые воспоминания в памяти ярче, чем настоящие… Впрочем, да и усадьбы, как таковой, уже почти не осталось. Но Деревья! Эти безмолвные свидетели и участники временных коллизий - живы. Ещё живы… География"Я уеду туда, где горят изумруды, Л. Мартынов Возможно, кто-то подумает, что это место где-нибудь в глухой тайге. Отнюдь. Правда, для многих москвичей "тайга" начинается уже за кольцевой дорогой… Усадьба, о которой я хочу рассказать, находится почти рядом. 180 км от Москвы. Калужская область (в прошлом Смоленская губерния), Износковский район (в недалёком прошлом этот район назывался Медынским), село носит название Вёшки (название сохранилось со старых времён, на Руси оно связано с началом отсчёта, возможно, просто с началом). Сейчас там никто не живёт. Это обыкновенная российская заброшенная глубинка. Пусто. Тихо. Лишь Липы, огромные в три обхвата, вздыхают, стонут и охают, совсем как пожилые и больные люди. Но было время… История (времена)"Край ты мой заброшенный, С. Есенин В летописи упоминание о Вёшках можно встретить в 1830 году. Дата построения деревянной церкви. Место это было выбрано неслучайно, оно - лобное. Находиться как бы на "лбу", на возвышенности. Несколько деревень: Леоново, Ворсобино, Доманово, Лобово, Дурово образуют как бы замкнутый круг, в центре которого как раз и расположены Вёшки. Расстояние от центра до деревень почти одинаковое ~ 1-1,5 км. Церковь строили всем "миром" - дружно, весело и быстро. Прилежащие земли были отданы церкви. Возле неё, по давно устоявшейся русской традиции, разместился погост. Примерно в этом же году здесь разбивают липовый парк. В той же летописи следующее упоминание в 1880 году связано с тем, что деревянную церковь заменили на каменную. Это было время расцвета этих мест. Священнослужитель выстраивает для своей семьи огромный двухэтажный дом. Модный и шикарный по тем временам: с каменным первым этажом и деревянным вторым. На первом этаже этого здания открывается церковноприходская школа. Это были времена кипения и бурления жизни. Это лобное место стало центром народных гуляний. В Вёшки не приходили впопыхах, а наряжались, одевались, готовились не только помолиться Богу, но и "людей посмотреть и себя показать". И вся жизнь человека, так или иначе, была связана с этим местом: здесь крестились, венчались, отпевались и находили свой последний приют жители окрестных деревень. С наступлением 1917 года всё изменилось. Настало время атеизма, глупых и скорых решений, отречений от всего, что было свято и дорого. Церковь закрыли. Священник "от греха подальше" уехал куда-то. Его дом разграбили. В 30-е годы с образованием колхозов и вовсе происходит страшное святотатство. Церковь ломают, крушат до основания, а затем…местные жители потихоньку растаскивают камни (редкость в тех местах) для своих хоз. нужд. Кому помешала закрытая церковь, находящаяся вдали от деревень? Не знаю. Возможно, время было такое, возможно дело в людской злобе и глупости, возможно в чём-то другом… На огромный пустой поповский дом вешают красную звезду и открывают здесь школу. Наступает время "всеобщей грамотности". В доме, где раньше жил поповский сын, отселённый к тому времени, делают учительское общежитие. Усадьба Вёшки превращается в центр "образования и культуры". Для огромных лип наступают времена скворечников и турников. Во время войны эти места оказываются в эпицентре боёв. Точно в центре небезызвестного треугольника - "Вязьма-Медынь-Юхнов". И бои здесь идут страшные, кровопролитные и жестокие. И даже до сих пор воронки от снарядов, окопы, как страшные раны, то тут, то там встречаются в этих местах. Везде. Но не здесь. На Вёшки не упало ни одного снаряда. И во время войны не было повреждено даже ни одного дерева. Невероятно. Но факт. После войны поповский дом был едва ли не лучшим строением в радиусе, возможно, 50-и километров. Здесь вновь открывается школа и учительское общежитие. Детей в послевоенных деревнях было много, классы переполнены. Постепенно произошёл отток сельской молодёжи в город. Школу за ненадобностью закрыли. Затем пришло время помощи колхозам "шефами" из города, и в поповском доме делают общежитие. Но скоро и сами колхозы разваливаются. Время "ускорения" ускорило развал и колхозов, и деревень. И крестьяне, как личности и самостоятельные единицы, почти перестали существовать. Дом вместе с липами переживал эти времена особенно тяжело. Он старел и ветшал, словно ожидая самого худшего. И оно, это худшее, не заставило себя долго ждать. Наступало время единоличного хозяйства, или фермерства. Сельсовет, чтобы побыстрее избавиться от никому не нужной усадьбы, почти дарит её заезжему фермеру, который по неосторожности ли, из скупости или по глупости, дом (в 1994 году)… сжигает. P.S. Я был ещё очень маленьким - лет 6, когда сгорел поповский дом. Я помню его. Он пугал меня пустыми глазницами окон, своей громадностью и величием. А липы, росшие вокруг, повергали просто в оцепенение, до того огромными они казались. Деревья"Мне нравится деревьев стать, П. Васильев О них разговор особый. Липы. Я вообще заметил, что наши предки тяготели не к соснам и даже не к берёзкам, а именно к Липам. Эти деревья их особенно привлекали (возможно, наши потомки напишут о нашем времени, что нас привлекали тополя). Сейчас почти не сажают Лип. Напрасно. Основательные, огромные, торжественные, цветоносные и потрясающе красивые, они, как символ прошедшей эпохи, сохранились в старинных усадьбах. Безмолвные участники и свидетели человеческих страстей и исторических изменений. Липы, о которых я хочу рассказать, посажены приблизительно около 1830 года. Если учитывать, что их сажали саженцами, то им уже около 180-и (!) лет. Каким-то невероятным чудом кажется мне то, что они сохранились! Конечно, сохранились не все деревья. Я насчитал 48 старых лип. В среднем, окружность ствола колеблется от 2,5м до 3,5м. Однако, есть два дерева - великана, обхват которых 3,8 м. Высота лип приблизительно 20 - 25 м. 2003 год для этих лип выдался, видимо, особенно благоприятным. Такого невероятного цветения старожилы не помнят давно! Мне посчастливилось в июле быть в тех местах. Действительно, из-за цветов было почти не видно листьев деревьев. Ещё одну посадку мне хотелось бы отметить особенно. Сразу после войны, когда дети из близлежащих деревень ходили в школу, чтобы они не заблудились и не потеряли дорогу, особенно зимой, вдоль дороги посадили деревья. Но какие?! По чьей-то невероятной прихоти, откуда-то были завезены саженцы… Серебристых Тополей. Которые и посадили весной 1945 года вдоль дороги на протяжении ~ 1 км. Я больше нигде и никогда не видел этих деревьев в таком количестве. Откуда взялись здесь эти благородные чужеземцы, я не знаю. Во всяком случае, в окрестных лесах я не видел подобных деревьев. Красивое дерево Серебристый Тополь. Но, на мой взгляд, у него имеется один существенный недостаток - недолгий срок жизни. И поэтому тех деревьев, посаженых 60 лет назад уже не сохранилось, но живы их потомки, и летом на ветру вдоль дороги, будто выпал снег, до того красиво это зрелище. Поверье
| ||||||
|