Семейство сайтов Forest.RU: Всё о российских лесах | Международные Дни Леса
Дубы Евразии - сайт программы сохранения и восстановления широколиственных лесов
Этот сайт поддерживается Лесным КлубомLogo
English version

События

Олимпиады и конкурсы

Посадить лес своими руками

Публикации, статьи, выступления

Регионы

Участники программы и партнёры

Поддержите проекты по возрождению дубрав!

Всё о российских лесах


Самые интересные работы второй Лесной олимпиады в Московском регионе


Номинация: Зеленая стена

«СОХРАНИМ ЛЕСА РОДНЫЕ».
Биоэкология дуба.
Организация школьного лесного питомника.

Автор: Гудзев Валентин, Симонова Ксения, Купча Дарья, Пирогова Ксения, Керимова Эльмира, Бондаренко Ирина, Фоменко Евгения.
Руководитель: Купча Маргарита Алексеевна.

Организация: ДДТ «РИТМ» пос. Менделеево


Введение
О проекте
Выбранная нами методика для реализации проекта по созданию кольного питомника
Предполагаемые результаты проекта
Выводы
Заключение и перспективы проекта
Список литературы
Приложение
>>>наверх>>>

Введение.

Россия —самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов. Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате сведения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х годов в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.

Восстановление части лесов в этих регионах решает сразу несколько экологических проблем. Прежде всего, лес существенно улучшает микроклимат в засушливых регионах, восстанавливает пересохшие ручьи и речки, а также полноводность крупных рек. Давно известно, что лес бережет реки и ручьи. Высаженный в истоках и по берегам рек, он задерживает весеннее снеготаяние и сток воды после сильных дождей, в результате полноводность рек сохраняется в течение более длительного времени, а интенсивность весенних паводков уменьшается. Кроме того, деревья значительно интенсивнее, чем травянистая растительность, испаряют влагу, возвращая ее в атмосферный круговорот. В результате увеличивается количество осадков в сухой период года и уменьшается засушливость климата. Высаженные в верховьях и вдоль склонов оврагов деревья способны существенно снизить скорость роста оврагов или вовсе остановить их. И, наконец, лес поглощает углекислый газ из атмосферы, тем самым частично снижая вредные последствия выбросов углекислого газа промышленностью и транспортом. Так, в Подмосковье в среднем один гектар леса нейтрализует вредные выбросы одного автомобиля.

Лес, посаженный вдоль кромок и в верховьях оврагов, останавливает их рост, а значит — сокращает потери плодородных земель. Одновременно уменьшается и вынос мелких частиц почвы в реки и озера, следовательно, вода в них остается более чистой.

Лес служит убежищем множеству видов животных и растений, которые без него просто не смогли бы существовать.

Даже если восстановить лес только на землях, малопригодных для ведения сельского хозяйства (по оврагам, заброшенным карьерам, берегам рек), это уже существенно улучшит микроклимат территории, сократит потерю земель, восстановит полноводность рек. Плодородие же сельскохозяйственных угодий под защитой леса только возрастает.


>>>наверх>>>

О проекте.

Задачи проекта

  1. Развитие познавательного интереса.
  2. Формирование элементарных знаний по биоэкологи дуба.
  3. Формирование навыков и умений экологически грамотного поведения.
  4. Формирование навыков наблюдения, обобщение их результатов.
  5. Приобщение к общественно — полезному труду, к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния.

Наш проект начался с акции Экоцентра «Заповедники» — «Дерево — мой друг» (акция по выявлению примечательных деревьев Москвы). Мы решили провести похожую акцию в своем поселке силами экологического кружка ДДТ «РИТМ». Мы считали, что это будет интересным для всех и полезным для природы нашего поселка.

Каждое дерево — как человек. Оно рождается, растет, взрослеет и стареет. Деревья болеют, страдают от жажды и повреждений. Они стараются залечить полученные раны, радуются птицам, собирающим вредных насекомых. Растения у нас в поселке также как и в Москве страдают от асфальта, задыхаются от выхлопов машин, замусоривания и вытаптывания людьми. Но при этом они живут, очищают воздух от пыли, поглощают вредные газы и выделяют кислород. Им нужно внимание и помощь!

Второй этап нашей акции — составление паспорта дерева (проходил в октябре-ноябре). Ребята разработали свои параметры по описанию дерева. По ходу работы они дополнялись и корректировались. (Приложение).

Деревья были выбраны у школы №1 — зданию школы 45 лет и посадки практически того же возраста. На территории детского сада «Родничок» посадки деревьев еще более старые, то есть объекты исследования находятся в зоне старой, первой застройки поселка. Ландшафт там уже сложился, поэтому там можно было проследить изменения в состоянии деревьев и сравнить их с новыми посадками у ДДТ «РИТМ».

Сразу решили, что каждому дереву даем имя, выбирая его по внешнему облику дерева (крона, ствол, расположение, возраст). Так появились объекты исследования: «Методист», «Помощник воспитателя», «Лира», «Однобокий», «Пограничник», «Школьник», «Рогач», «Измученный», «Алеша Попович», «Богатырь», «Сосед»…

Всего было взято для исследования 15 деревьев. Породы деревьев, выбранных кружком, долго обсуждалось. Решили, что вокруг нас в лесу преобладают хвойные породы. Значит, надо выбрать широколиственные. Остановились на дубах, так как они достаточно с неодинаковой частотой встречаются в нашей местности.

Третий этап — накопление теоретических знаний по особенностям дуба, видовому составу, особенностям древесины, характеру плодов, биоэкологии дуба.

После изучения характеристики дуба, мы поняли, насколько это своеобразное, неординарное дерево. Интерес к нему еще больше возрос и мы решили собрать желуди, исследовать их и попробовать вырастить дуб разными способами: в природных и в комнатных условиях.

При изучении плодов дуба были выявлены интересные закономерности и особенности желудей (форма, размеры, неоднородность цвета, поверхности, форма обертки — плюски, расположение на плоде, характер образования и прикрепления и т.д.)

Кроме желудей составлены отпечатки коры исследуемых деревьев, используя способ парафиновых отпечатков.

Для некоторых деревьев составлены вариационные ряды модификационной изменчивости желудей.

Четвертый этап — выбор места для посадки опытных желудей. Посадку провели после осенних каникул. Место выбрали на территории школы № 1 и детского сада «Родничок». Участки, которые выбрали отличались по освещенности, плодородию почвы, влажности, размещению соседних деревьев. Было высажено 20 желудей на 10 участках по 2 желудя в каждой лунке. Результаты проверки весной.

Апрель — не выявлено ни одного проростка.

Первая половина мая — отмечены проростки по 1 экземпляру на четырех участках. Остальные были без изменения.

Вторая половина мая — на двух участках высота проростков 15 см — 3-4 листа, длиной от 3 до 6 см. На двух других — по 4 и 8 см — соответственно с размером листьев от 1,5 до 3,5 см в количестве двух.

Все всходы отмечены под пологом плакучей старой ивы с хорошим увлажнением и минимумом растительности. В остальных местах проростки не выявлены.

Июнь — проведена прополка всходов, оформлена прилегающая территория. Замеры проростков проводятся один раз в 2 недели. В среднем прирост составляет от 1 до 2,5 см.

Скорее всего, сказывается погода, климатические данные этого года. Так как прирост для первого года после формирования корневой системы составляет от 0,5 — 1 м в высоту.

Несколько экземпляров желудей были посажены у членов кружка дома и в старшей группе детского сада «Родничок». Была взята почва от материнских растений, под которыми найдены и взяты желуди. Были созданы различные условия, иногда режим оптимальных условий не соблюдался. Были получены несколько экземпляров проростков дуба. За ними ведется наблюдение и предполагается высадка саженцев в школьный питомник.

Пятый этап — создание школьного питомника по выращиванию дуба с последующей высадкой и создание дубравы в окрестностях поселка Менделеево. Почему мы решили создать собственный питомник, а не выкапывать в лесу готовые саженцы.

Если вы хотите не просто посадить несколько деревьев, а вырастить новый лес или заниматься посадками постоянно, вам лучше всего создать свой маленький питомник. У собственного небольшого лесного питомника есть множество плюсов. Для небольшого лесного питомника не нужно много земли. Даже если у вас есть одна свободная грядка площадью 3-4 метра, вы уже можете выращивать ежегодно несколько десятков полноценных саженцев деревьев. Для питомника подойдет практически любой участок земли, лишь бы он был достаточно хорошо освещен. Небольшой питомник не потребует особенно больших затрат труда, а лишь небольшого, но постоянного внимания. Это внимание, безусловно, себя оправдывает: за два-три года вы сможете вырастить довольно крупные и пригодные для посадки на постоянное место саженцы деревьев.


>>>наверх>>>

Выбранная нами методика для реализации проекта по созданию школьного питомника.

Как выбрать породы деревьев для выращивания

Успех выращивания леса во многом зависит от того, насколько правильно вы подберете породы деревьев, которые будете выращивать. Лучше всего выращивать местные породы деревьев — те, которые растут в вашей местности (или росли раньше, но исчезли в недавнем историческом прошлом).

Лучше всего будут расти, развиваться смешанные посадки, состоящие из разных пород деревьев. Смешанные посадки наиболее устойчивы, в наименьшей степени подвержены воздействию вредителей, болезней и неблагоприятных погодных условий. Смешанные посадки интереснее выращивать: вы сможете увидеть, как развиваются деревья разных пород в разные времена года. Если вы правильно подберете состав древесных пород, ваши посадки окажутся наиболее долговечными и смогут самостоятельно возобновляться даже тогда, когда высаженные вами деревья достигнут биологической старости.

Если вы хотите выращивать ту или иную древесную породу вблизи границы ее ареала, то особенно важно использовать местный посадочный материал Дело в том, что на краю ареала или в изолированных его участках условия для жизни той или иной древесной породы оказываются далекими от оптимальных. Использование местного посадочного материала позволяет получить наиболее приспособленные именно к местным условиям деревья этой породы.

Дуб — долгоживущее лиственное дерево, срок жизни которого достигает нескольких столетий. Взрослые дубы устойчивы к травяным палам. Дуб — дерево с глубокой корневой системой и прочной древесиной, и потому он исключительно устойчив к воздействию сильных ветров. В лесных экосистемах дуб играет важную роль: его семена — желуди — служат кормом множеству видов животных, его богатая минеральными веществами листва вносит значительный вклад в формирование лесных специфических почв, создавая необходимые условия для жизни многих видов растений. Поскольку дуб — одна из наиболее долговечных пород деревьев, встречающихся в России, его посадки будут наиболее долговечными и устойчивыми.

Дуб уже с первых лет жизни имеет мощную и разветвленную корневую систему с длинным стержневым корнем. В связи с этим при его пересадке нужна особая осторожность. Надо выкапывать как можно большую часть корневой системы, иначе саженцы плохо перенесут пересадку.

Выбор места для лесного питомника

Для лесного питомника лучше всего использовать хорошо освещенное место с плодородной почвой, на котором весной не застаивается вода. Можно использовать, например, участок огорода. Желательно, чтобы питомник затенялся крупными деревьями или строениями — любое затемнение приводит к тому. Что молодые деревья медленнее развиваются, и выращивание саженцев занимает большее время. Даже временное затенение (на несколько часов в день) ухудшает условия роста саженцев.

Почва для питомника подойдет практически любая. Нежелательно создавать лесной питомник на торфяной почве — в этом случае вам потребуется уделять значительно больше внимания поливу саженцев, иначе летом они могут пересохнуть или погибнуть в результате перегрева. Нежелательно использовать для питомника сильно уплотненную почву — на сильно уплотненной почве деревья будут развиваться относительно медленно. Желательно, чтобы почва была рыхлая и плодородная: хорошо, если почва супесчаная или легкосуглинистая — тяжелые почвы труднее обрабатывать, саженцы на них развиваются хуже и чаще болеют. Лучше всего использовать под лесной питомник участок земли, использовавшийся как огород. Но если у вас нет легкой и плодородной почвы, использовавшейся как огород — пусть это вас не останавливает: лесной питомник можно создать практически на любой почве, это потребует лишь несколько больших усилий.

Для питомника не понадобится много места. Если вы хотите выращивать в год одну — две тысячи саженцев деревьев, то вам вполне хватит для питомника половины сотки земли. Конечно, необходимая площадь зависит от того, какие породы деревьев вы хотите выращивать и какого размера саженцы вы хотите получить.

Подготовка почвы

Подготовку почвы лучше всего начинать осенью. Если у вас есть такая возможность, перекопайте осенью участок земли, где вы предполагаете создать лесной питомник. Осенняя перекопка способствует рыхлости почвы, задержанию талой снеговой воды, а главное — способствует тому, чтобы корневища и семена сорных растений погибли. На участке, перекопанном осенью, весной и летом следующего года будет меньше сорняков, а значит — вам придется меньше усилий тратить на прополку вашего питомника. Если у вас есть возможность, внесите перед осенней перекопкой органические удобрения — навоз компост или торф. Не вносите слишком много органических удобрений — не более 5 — 10 кг на квадратный метр. Желательно использовать не свежий навоз, а достаточно хорошо перепревший. Если у вас нет возможности внести органические удобрения осенью, лучше вообще отказаться от их использования: внесение свежей органики весной может вызвать ряд заболеваний у молодых деревьев.

Если у вас нет возможности начать подготовку осенью, постарайтесь использовать участок, который был в предыдущий год вскопан — например, часть вашего огорода. Желательно использовать ту часть, которая в той или иной степени перекапывалась осенью — например, участок из-под картошки.

Весной, как только почва освободиться от снега и просохнет настолько, что ее можно будет копать, начинайте подготовку почвы к посеву семян и посадке сеянцев. Вскопайте участок земли, отведенный род питомник, на глубину в один штык лопаты. Постарайтесь при этом все попадающиеся крупные корневища трав собирать и складывать за пределами питомника — то облегчит вам дальнейшие работы по посеву и посадке деревьев и по прополке питомника. Желательно, чтобы удобрение содержало не только так называемые макроэлементы, но и набор микро элементов.

После перекопки выровняйте скопанную землю граблями. Лучше всего производить выравнивание сразу при перекопке, это позволяет вам не ходить лишний раз по вскопанному участку и не уплотнять почву. Правильнее всего поступить так: вскопали полосу земли шириной в 80 — 100 см — выровняли ее поверхность граблями, не наступая на вскопанное. Затем так же поступаете с соседней полосой земли, и так до тех пор, пока весь участок не окажется вскопанным и выровненным.

После этого приступайте к подготовке гряд. В большинстве случаев делать высокие гряды не нужно — это вызовет только лишнее иссушение земли летом, и вам придется больше усилий тратить на полив. Проще всего просто разметить гряды бечевками, после чего аккуратно протоптать проходы между ними. Старайтесь делать гряды не очень широкими — 50 — 70 см шириной, чтобы было удобно ухаживать за растущими деревьями. Проходы же между грядами должны быть достаточной ширины для того, чтобы вам было удобно работать с самими грядами, а также для того, чтобы их можно было вскопать, не повреждая растущие на грядах деревца. Желательно иметь проходы между грядами шириной 40 -60 см. По всему периметру питомника желательно оставить полосу свободной перекопанной земли шириной в 50-60 см — это будет своего рода полоса препятствий для корневищных сорняков, которые будут пытаться проникнуть на грядки с деревцами. Эту полосу, а также промежутки между грядами, в течение лета будет желательно несколько раз перекопать.

Посев семян

Посев большинства семян желательно производить как можно раньше, для того чтобы всходы деревьев могли наилучшим образом воспользоваться запасами влаги, имеющимися в почве после весеннего снеготаяния. Наиболее подходящий для этого срок в средней полосе России — середина или вторая половина апреля.

Расстояния между строчками и густота посева семян у дуба: 15-25 см, с высадкой не менее 30 желудей на метр длины строчки.

Способы и густота посева семян различаются в зависимости от пород деревьев, от того, сколько времени вы собираетесь выращивать сеянцы на одной грядке без пересадки, от почвенных условий, от всхожести семян. Благодаря тому, что всхожесть семян часто оказывается довольно низкой, сеять из надо с определенным запасом. Со временем вы экспериментально определите оптимальную густоту посева семян каждой породы деревьев.

Следите за тем, чтобы поверхность ваших гряд с семенами всегда была влажной, и никогда не допускайте ее пересыхания — в этом случае посеянные семена могут погибнуть. В сухую погоду обязательно поливайте посеянные вами семена.

Уход за всходами

После появления всходов необходимо регулярно проводить их прополку от сорняков.

После того, как взойдет основная масса семян, и всходы достигнут высоты нескольких сантиметров, желательно проредить их до нужной густоты. В принципе можно этого и не делать, и тогда в результате конкуренции постепенно произойдет самоизреживание всходов — но в этом случае их рост окажется несколько замедленным. Особенно желательно проредить до оптимальной густоты всходы светолюбивых пород деревьев. Если всходы особенно густые, то лучше всего произвести прореживание в два приема — сначала до расстояния между растениями в 1-2 см, а затем, когда они достигнут высоты в 4-5 см, до оптимальной густоты.

Очень важен для успешного поста сеянцев правильный и своевременный полив. Особенно важен частый полив в несколько первых недель после появления всходов деревьев, когда корешки всходов еще слишком мелкие и не достают до глубоких горизонтов почвы. При засушливой погоде желательно обеспечивать полив хотя бы два раза в неделю. В дальнейшем, через 3-4 недели после появления всходов, поливы можно сократить до одного раза в неделю или прекратить вовсе. Но при этом смотрите за влажностью почвы — на глубине 5-7 см почва на грядах с сеянцами всегда должна оставаться на ощупь как минимум слегка влажной. Сеянцы дуба уже в первый год могут вырасти до высоты в 30-50 см. За один- два года вы можете вырастить крупные, пригодные уже для посадки на постоянное место, саженцы деревьев. Саженцы лиственных пород деревьев можно рассортировать , и самые крупные (высота которых превышает 40-50 см) посадить на постоянное место, а остальные посадить в «школку».

Посадка сеянцев в «школку»

Для того чтобы вырастить крупные и пригодные для посадки на постоянное место саженцы, в питомнике создают так называемую «школку». Пересаживать деревья в «школку» можно как осенью, так и весной. Пересаживать сеянцы надо или после того, как у них прекратится активный рост, и сформируются почки (осенью), или до того, как почки проклюнутся, и начнется распускание листьев и рост. Лишь, в крайнем случае, можно пересаживать сеянцы, уже тронувшиеся в рост — это требует особого умения и аккуратности, и практически всегда приводит к худшим результатам.

Расстояние между отдельными деревцами в питомнике зависит от породы деревьев и от того, насколько крупные саженцы вы хотите вырастить. Можно рекомендовать следующие схемы посадки деревьев в «школке»: расстояние между строчками — 30-40 см, расстояние между отдельными растениями в строчке — 15-20 см.

Когда все сеянцы в этом ряду будут высажены, аккуратно поправьте покосившиеся и руками слегка уплотните почву, чтобы она лучше прилегала к корням. После этого перекопайте полосу земли вдоль этого ряда, выровняйте ее граблями, отметьте веревкой место следующего ряда и посадите следующий ряд таким же способом. Затем точно так же посадите еще два-три ряда — и гряда с сеянцами будет готова.

После посадки гряды с сеянцами надо полить, особенно если посадка производилась в сухую и теплую погоду, если теплая сухая погода продолжится то полив лучше всего повторить через один-два дня после посадки, а также тогда, когда у пересаженных сеянцев начнут распускаться почки. После этого «школку» желательно поливать более или менее регулярно при сухой погоде, стараясь, чтобы большую часть времени почва на глубине 5-7 см поддерживалась во влажном на ощупь состоянии. «Школка» не так чувствительна к пересыханию почвы, как посевы первого года, но от регулярности поливов во многом зависит скорость роста ваших саженцев

Через год после посадки «школки» вы получите пригодные к пересадке на постоянное место саженцы лиственных деревьев

Заготовка, хранение и подготовка семян к посеву

Семена для посева в лесном питомнике вы можете собрать сами. Семена, собранные с деревьев, растущих в вашей местности, при посеве дают самые лучшие результаты. Из таких семян вырастают деревья, наилучшим образом приспособленные к местным условиям жизни. Семена деревьев разных пород созревают и опадают в разное время, поэтому и собирать их надо в соответствующие сроки. Дуб черешчатый — сентябрь-октябрь. Предельная длительность хранения — 1 год.

Желуди дуба собирают осенью, после того, как они естественным образом упадут с дерева. Не собирайте первые упавшие желуди — чаще всего они оказываются поврежденными вредителями или недоразвитыми. Желуди, в отличие от большинства других древесных семян, при высыхании погибнут, а при слишком высокой температуре и влажности — загнивают. Поэтому хранить их довольно сложно. Можно посеять желуди осенью: в земле они сохраняются довольно хорошо, если их не съедят мыши. Лучше всего собрать желудей с некоторым запасом, и часть посеять осенью, а часть попытаться сохранить до весны.

Небольшое количество желудей вы мотете найти весной под деревьями. После урожайного года обычно можно найти нужное для посадки количество семян, причем эти семена будут уже естественным образом подготовлены к прорастанию. Особенно легко собрать весной довольно крупные желуди. Желуди начинают прорастать довольно рано, сразу после схода снега. Лучше всего их собирать именно в это время. Позднее они могут погибнуть. Собранные семена нельзя высушить и долго хранить, их практически сразу надо сеять.

Как вырастить саженцы деревьев в комнатных условиях

Небольшое количество саженцев деревьев вы можете вырастить не только на грядке, но и дома, вместе с комнатными растениями. Однако древесные породы, растущие в нашем климате, в отличие от большинства комнатных растений имеют сезонный цикл развития и нуждаются не только в летнем периоде роста, но и в зимнем покое. Нарушение сезонного ритма жизни древесным пород, растущих в умеренном климате, неизбежно ведет к из гибели или серьезному нарушению развития. То есть фазы развития деревьев в комнате должны более или менее совпадать с фазами развития деревьев на улице. Желудь дуба может прорасти уже осенью, и к весне у вас на подоконнике вырастет небольшой саженец (правда, некоторые нарушения в развитии могут появиться из-за того, что сам желудь избежал зимнего периода покоя). Но если вы посадите этот саженец в открытый грунт — скорее всего, он погибнет в течение первого же года жизни.

Желательно чтобы каждый саженец рос в отдельном горшочке или стаканчике. Иначе будет довольно сложно отделить один саженец от другого, не повредив их корневой системы. Чтобы вырастить саженцы древесных пород, необходимо обеспечить достаточный для их развития в речение всего сезона объем земли. Общее привило одно: чем больше объем земли, тем лучше растет саженец, тем легче постоянно поддерживать землю во влажном состоянии и обеспечивать необходимое минеральное питание. Для выращивания однолетних саженцев можно рекомендовать следующие объемы земли — 700-1000 мл. Для успешного выращивания саженцев важен не только объем земля, но и ее качество.

В течение всего сезона следите за тем, чтобы земля в горшочках с саженцами была постоянно влажной. Кроме того, необходимы регулярные подкормки любым комплексным минеральным удобрением для домашних растений или рассады овощных культур. Высаживать в грунт выращенные в домашних условиях саженцы лучше всего в августе-сентябре, до наступления серьезных заморозков, чтобы деревья успели пройти акклиматизацию и должным образом подготовиться к периоду зимнего покоя.

Как создать наиболее жизнеспособную лесную экосистему

Лесная экосистема состоит не только из деревьев, но из множества других живых организмов: кустарников, трав, мхов и лишайников, грибов, а также различных животных, обитающих под пологом деревьев. Если лес находится в состоянии природного равновесия, он способен сам возобновляться и поддерживать себя на одном и том же месте в течение бесконечно длительного времени — дольше , чем может прожить даже самое долговечное из наших деревьев. Старые деревья, погибая, освобождают доступ к свету новым, более молодым, которые постепенно занимают место своих предшественников в верхнем ярусе древостоя. В зависимости от того, какого размера образовался просвет в верхнем пологе древостоя при гибели старого дерева, его место может занять более или менее светолюбивое новое дерево. За счет этого в настоящих коренных лесах обычно сосуществуют вместе сразу несколько прод деревьев, и каждая порода находит подходящие для себя условия роста и развития. Разнообразие древесных пород делает лес устойчивым к катастрофическим вспышкам вредителей и болезней. Кроме того, разнообразие древесных, кустарниковых и травянистых растений обеспечивает наиболее разнообразие кормов для животного населения. Сразу создать такую экосистему искусственным образом невозможно. К тому же, чтобы экосистема была устойчивой, ей необходимы очень многие виды растений, животных, грибов. При посадке вашего леса можно лишь в наибольшей степени поспособствовать тому, чтобы в будущем он превратился в полноценную экосистему.

Как правильно подобрать смесь древесных пород? Большинство пород деревьев можно разделить на две большие группы. Одна из этих групп — пионерные породы деревьев (береза, осина, серая ольха, сосна, лиственница). Другая — это древесные породы, образующие устойчивые лесные экосистемы и прекрасно возобновляющиеся под пологом леса. Это — дуб, ясень, кедр. Лучше всего молодые деревья этих пород развиваются тогда, когда другие деревья обеспечивают им некоторую защиту с боков. Как говорили российские лесники еще в 19 веке: «Дуб любит расти в открытой головой, но в шубе».

Смешивать деревья при посадке лучше всего таким образом, чтобы на одном и том же участке были деревья из обеих этих групп. Еще лучше если будут сразу и пионерные породы деревьев. Например: сосна, береза или лиственница. Также, деревья с промежуточными экологическими требованиями: дуб, ясень или кедр. И теневыносливые деревья коренных лесов: клен, вяз, липа.

Очень полезно подсаживать в ваш лес различные виды кустарников. Используйте те кустарники, которые произрастают в вашей местности. Достаточно посадить несколько экземпляров кустарников каждого вида — и нормальный подлесок вам обеспечен. Кустарник можно выращивать и в вашем питомнике.

Как избежать наиболее распространенных ошибоок

  • Не пересаживайте слишком крупные деревья.
  • Не высаживайте на постоянное место слишком мелкие саженцы.
  • Не используйте для посадки на постоянное место саженцы , выросшие в условиях, существенно отличающихся от места посадки.
  • Избегайте пересадки деревьев в период их активного роста. С момента распускания листьев и до начала массового листопада.
  • Не выращивайте деревья из семян, привезенных из удаленных от вашей местности регионов.
  • При выращивании сеянцев деревьев не укрывайте молодые деревца на зиму.
  • Старайтесь использовать посадочный материал, выращенный из семян, а не из корневых отпрысков.
  • Не сажайте деревья там, где они с большой вероятностью будут уничтожены.

6 этап проекта: установить контакт со Сходненским лесничеством по выращиванию древесных пород по их заказу.

Некоторые древесные породы выращивать довольно сложно: или их семена требуют очень сложной подготовки к посеву, или они страдают от различных болезней, но со временем можно научиться выращивать практически любые деревья. Это все дело опыта. Выращивание лесных деревьев — дело очень увлекательное и безусловно полезное. Надеемся, что оно нам понравится.


>>>наверх>>>

Предполагаемые результаты проекта.

Проект рассчитан на три года. К концу первого года предполагается обобщить теоретические материалы по биоэкологи дуба. Выбрать методику по выращиванию дуба. Подготовить участок для создания лесного школьного питомника.

Второй и третий годы — создать питомник, посадить желуди и выращивать саженцы по различным методикам.

Приглашать специалистов Сходненского лесничества по оценке состояния и корректировке методик по выращиванию саженцев.


>>>наверх>>>

Выводы.

По результатам проделанной работы можно судить о том, что данный проект является очень своевременным, актуальным и интересным для детей. Он развивает в детях патриотические чувства по отношению к малой родине, чувства ответственности за землю, за родные леса.


>>>наверх>>>

Заключение и перспективы проекта.

По завершению проекта предполагается высадить саженцы в отведенном Сходненским лесничеством месте и создать в окрестностях поселка дубраву, в которой будут проводиться исследовательские работы. Этот проект станет отправной точкой для разработки серии проектов, связанных с природоохранным обустройством всего поселка.


>>>наверх>>>

Список литературы.

  1. Г.И. Редька, М.Д. Мерзленко, Н.А. Бабич, И.В. Трещевский «Лесные культуры и защитные лесоразведения». Москва 1999г.
  2. Э.Ф. Дамберг «Лесовод — любитель». МСОЭС 2002г.
  3. М.К. Турский «Как научиться разводить деревья». Гринпис 2003г.
  4. Н.А. Бабич «Словарь — справочник таежного лесокультурника». Архангельск 2001г.
  5. Проект Гринпис «Возродим наш лес» — методическое пособие 127994, М, ГСП — 4, Гринпис России, Лесной отдел.
  6. Экология, окружающая среда и человек 1998г. Ю.В. Новиков Москва, издательство «Торговый дом».
  7. «Лес и человек» Ежегодник Москва, Просвещение 1971-1993гг.
  8. «Земля — наш общий дом» 1983г. Москва, Молодая гвардия.
  9. «Биоэкология дуба». Архангельск 1975г. Серия древесные породы.
  10. К.А. Ананичев «Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов». Москва, изд. МГУ 1974г.
  11. В.Е. Лазаргин, В.М. Гейсин, В.М. Лазаргин «Экология ближнего Подмосковья». Москва, изд. МГУ 1999г.
  12. «Состояние окружающей среды Солнечногорского района». Москва МГУ 2000г.

>>>наверх>>>

Приложение № _____

ПАСПОРТ ДЕРЕВА.

1. Дерево _______________________

Где произрастает?__________________

2. Описание территории:

  • Деревья -
  • Кустарники -
  • Травянистый покров -
  • Растения — биоиндикаторы -
  • Почва -
  • Освещенность территории -
  • Особенность местности -

3. Описание дерева:

  • высота, см;
  • высота ствола до первых сучьев, см;
  • окружность ствола на высоте 130 см, см;
  • окружность ствола у корня, см;
  • кора -
  • примерный возраст (старое, средний возраст, молодое)
  • в каком состоянии дерево (хорошее, ослабленное, сильно ослабленное, усыхает)

4. наличие повреждений:

  • природных (дупла, выступающие корни, отставание коры на стволе, по-вреждение листьев, трещины):
  • нанесенных человеком (сломанные ветви, надрезы, зарубки, механические повреждения):
  • состояние кроны -
  • форма-
  • листья -
  • жилкование -
  • класс -
  • повреждение листовой пластины -
  • неоднородность -
  • плоды (размер, окраска, состояние плюски, особые свойства, поверхность, форма) -

5. Воздействие человека вокруг дерева:

  • (вытаптывание, замусоривание, близость автодорог, промышленных предприятий, загрязнение химическими препаратами, применяемыми в борьбе с гололедом, иные)

6. Что необходимо сделать, чтобы сохранить дерево.


>>>наверх>>>
C оргкомитетом конкурса можно связаться по адресу:
121019 Москва, а/я 211
тел/ факс: (095)124-79-34
e-mail: oaks@seu.ru

координатор конкурса в Москве и Московской области — Ксения Пахорукова



К началу этой страницы На входную страницу Напишите нам!